«Цифровые следы»: как проектный и дата-центричный подходы могут изменить сферу образования

Современный мир меняется настолько стремительно, что чуть ли не каждый день востребованы новые компетенции. Где найти специалистов?

Лого ЕвроМедиа

Чтобы обеспечить активно идущие процессы диджитализации необходимым кадровым потенциалом, нужна в том числе и определенная перестройка самой системы образования – применение новых подходов для формирования у слушателей адекватных знаний и умений. Об этом рассказал директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета 20.35 Олег Подольский.

– Цифровая трансформация как процесс завязана прежде всего на людях, а не на железе. Необходимо ведь всю «аппаратную» часть инфраструктуры наладить, настроить, дать возможность адаптироваться их пользователям к новым инструментам, приобрести компетенции в их использовании. Масштаб проблемы никто не мог предвидеть еще 5-7 лет назад, когда предпосылки к такой фундаментальной цифровой трансформации только рождались в головах политиков и представителей бизнеса. Люди едва-едва понимали, что государством в этом направлении должна быть организована системная работа. И она уже ведется в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», центром компетенций и оператором отдельных мероприятий которого и является Университет 20.35.

В рамках проекта ежегодно увеличиваются контрольные цифры приема на ИТ-направления, что помогает насытить рынок специалистами, пусть и через определенный временной интервал. Дефицит оценивается по-разному, эксперты называют цифры от 600 тыс. до 1 млн человек, а иногда и более высокие. Но самое главное, не насыщение рынка кадрами нужных специальностей, а создание возможностей для самореализации и развития.

Последние два года показали: в тяжелых условиях доступ к некоторым профессиям временно прекращается, и люди начнут перемещаться из офлайн-профессий в цифровой сектор. Им приходится таким образом быстро находить себя в новой сфере, и есть большая вероятность, что этот вектор в дальнейшем будет наращивать мощность. Цифровые технологии применяются все шире, и от этого тренда никуда не деться. Культурное потребление, рациональное использование и качественная разработка цифровых решений – часть кадровой задачи, которая стоит перед всеми. Поэтому возможность предоставить людям инструменты самореализации в этих профессиях – то, на чем мы сконцентрированы.

Пандемия, по мнению эксперта, выявила определенные сложности в области дистанционного, электронного образования. Вопросы касаются как образовательного контента, так и качества поддержки удаленного образования в целом.

– Никто не ожидал, что всех в одночасье перебросят в дистант. Вместе с тем многих это простимулировало своевременно производить качественный контент, и исследовательские, и методические усилия, и усилия институций различных форм и уровней образования, пересмотреть свои подходы и практику работы и в части разработки образовательных программ, и в части их успешной реализации в новой сложной цифровой среде, – подчеркнул Олег Подольский. – Университет 20.35 является одновременно и исследовательской организацией, и образовательной, и ИТ-компанией. Как для исследователей для нас важно искать новые подходы в работе с данными о развитии человека и реализации образовательного процесса. Поэтому мы на имеющиеся проблемы смотрим с точки зрения «цифрового следа». В рамках этой концепции верхушка айсберга – результаты обучения, ощущаемая эффективность образования, а сам айсберг – те самые «цифровые следы», возникающие в ходе всего образовательного процесса.

Судя по тому, сколько человек провел времени в изучении предмета и как справился с заданиями, было ему интересно или не очень и по какой причине. Возможно, сама информация для него была не релевантна, или педагог не смог подать ее в оптимальной форме.

– Исходя из этих данных, можно корректировать как образовательные процессы, так и траекторию обучения каждого конкретного слушателя. Это мощный инструмент современной цифровой дидактики, – считает эксперт. – Плюс цифровые следы дают возможность оценить практическую эффективность образования. Допустим, человек его получил, но что дальше? Стал ли он его применять на практике? Получил ли он новую работу, где сможет лучше реализоваться? Улучшились ли его материальное положение, уровень жизни? Анализируя подобные данные и оперируя результатами, можно более точно настраивать архитектуру образовательной системы, ее процессы и продукты, предлагаемые рынку. В этом суть нашего подхода – Data-driven Policymaking, управление или принятие решений, основанных на данных. Такой подход бурно обсуждается в последнее время, но по факту не всегда легко приживается в разных сферах экономики и управления в России, и в образовательной сфере тоже. Поэтому одна из важнейших наших миссий – содействовать внедрению и повсеместному использованию такого подхода.

Читайте также: