Сергей Шлык: «Мы хотим получать высоко мотивированных студентов, которые желают заниматься медициной и готовы упорно трудиться, понимая, что это непростая работа»

Сергей Шлык: «Мы хотим получать высоко мотивированных студентов, которые желают заниматься медициной и готовы упорно трудиться, понимая, что это непростая работа»

Сергей Шлык: «Мы хотим получать высоко мотивированных студентов, которые желают заниматься медициной и готовы упорно трудиться, понимая, что это непростая работа». ЕвроМедиа 17 сентября 2022 года в Ростовском государственном медицинском университете торжественно открыли пилотный образовательный проект для школьников «Предуниверсарий».

17 сентября 2022 года в Ростовском государственном медицинском университете торжественно открыли пилотный образовательный проект для школьников «Предуниверсарий».

Лого ЕвроМедиа

В мероприятии приняли участие министр общего и профессионального образования области Андрей Фатеев, министр здравоохранения области Юрий Кобзев, заместитель председателя ЗС РО Светлана Мананкина, начальник управления образования г. Ростова-на-Дону Виктория Чернышова.

Благодаря проекту более 100 ростовских старшеклассников могут попробовать себя в роли хирурга, стоматолога, психолога, микробиолога... О том, как и зачем создавали проект, команда международного холдинга «ЕвроМедиа» поговорила с доктором медицинских наук, профессором, ректором РостГМУ Сергеем Шлык.

Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания «Предуниверсария»? Как удалось воплотить ее в жизнь?

«Предуниверсарий» — не наше изобретение. Формат уже успешно апробирован: в некоторых вузах разных регионов нашей страны есть подобные проекты. Более того, аналогичная программа реализуется и в Ростове-на-Дону — в ДГТУ по профильным направлениям университета. При этом медицинские вузы подобной деятельностью никогда не занимались, потому что, как показывает статистика, у них обычно нет проблем с набором.

Сергей Шлык: «Мы хотим получать высоко мотивированных студентов, которые желают заниматься медициной и готовы упорно трудиться, понимая, что это непростая работа»

Почему у нас возникла потребность в реализации данного профориентационного проекта? Я сам отец, и не так давно мой средний ребенок задался вопросом — куда поступать. В качестве одного из вариантов рассматривался медицинский университет. Сын пришел к нам, погрузился в атмосферу вуза, посмотрел, что называется, «изнутри» на профессию и решил: медицина — не его стезя. Но ведь не у всех есть такая возможность…

Именно поэтому мы запустили проект «Предуниверсарий», пытаясь донести до будущих абитуриентов и их родителей, в чем суть профессии. Мы стараемся показать все ее нюансы, чтобы ребята могли попробовать и решить, интересно ли им это направление деятельности. И если да, то настолько ли, чтобы посвятить ему всю свою жизнь. Мы хотим получать высоко мотивированных студентов, которые хотят заниматься медициной и готовы упорно трудиться, понимая, что это непростая работа.

Какие направления были выбраны для учеников «Предуниверсария», и почему именно они?

Подобный проект мы реализуем впервые, и, конечно, детально продумывали направления подготовки. Сейчас, когда обучение стартовало, конечно, волнуемся не меньше самих учеников: верные ли приняли решения, получится ли достичь целей. Раньше при университете работал медицинский лицей, но его закрыли в середине нулевых годов, поэтому подобный формат профориентационной работы для нас не совсем привычен. На базе РостГМУ работают подготовительные курсы по химии и биологии для студентов медицинских колледжей, но у них другие задачи: туда приходят уже определившиеся ребята, которым просто необходимо расширить знания по ряду дисциплин.

Школьникам, которые еще ищут себя и не сделали окончательный выбор, мы предложили пять направлений — мотивационных, на наш взгляд. «Первая помощь с элементами симуляционного тренинга. Анатомия» — с практической важностью этого направления спорить сложно. Даже в соответствии со школьной программой каждый учащийся должен уметь оказывать ее. Преподаватели вуза дают не только теоретические знания в этом направлении, но и наглядно демонстрируют навыки оказания неотложной помощи на базе центра симуляционного обучения РостГМУ. На площади более тысячи квадратных метров собрано более 400 единиц учебных пособий: манекены и муляжи, симуляторы и тренажеры, огромный комплекс самого современного в соответствии с мировыми стандартами медоборудования. А возможна ли первая помощь без знаний анатомии, когда, например, необходимо мобилизовать сломанную конечность или остановить кровотечение, прижать рану или наложить повязку? Конечно, нет.

Второй блок — «Хирургия. Микробиология». Разумеется, мы не ставим задачу научить школьника оперировать. Но, получив базовые знания, ребята будут понимать, например, что такое асептика и антисептика, научатся накладывать хирургический шов, определять виды кровотечений и останавливать их, различать полезные для человека бактерии и микробы.

Третий блок — «Стоматология». В симуляционном центре ребята научатся стерилизовать инструменты, изготавливать коронки и протезы на 3D-сканере и 3D-принтере, диагностировать разные виды и стадии кариеса. Кроме того, ученики будут посещать городскую стоматологическую поликлинику, где смогут наблюдать за работой профессионалов.

Четвертый классический блок — «Биология. Химия». В университете эти предметы студенты изучают в течение двух лет. А ученики «Предуниверсария» получат в ходе этого блока навыки пользования микроскопом, смогут определять химический состав воды, крови, даже слюны, и, конечно, лучше подготовятся к сдаче экзаменов.

Последний блок — «Психология. Мой жизненный выбор». Еще точнее, «Медицинская психология» — сравнительно молодая, но крайне важная специальность. Кто такие медицинские психологи? Это специалисты, которые изучают состояния, не являющиеся болезнью, но осложняющие жизнь пациента и его родственников. Пример: у пациента выявили онкологическое заболевание. Какое у него, его родственников моральное состояние при столь серьезном диагнозе? Кто им поможет перенести тяжелое лечение и не впасть в депрессию? Здесь и приходят на помощь медицинские психологи. Будущие медпсихологи будут учиться на базе нашей клиники, общаться с пациентами и их родственниками, вникать во все детали этой кропотливой работы.

Сергей Шлык: «Мы хотим получать высоко мотивированных студентов, которые желают заниматься медициной и готовы упорно трудиться, понимая, что это непростая работа»

Мы очень рассчитываем, что будем работать с ребятами на одной волне, сможем понять, что им интересно, а что не очень, и, конечно, скорректировать направления, формы, методы учебы, если потребуется.

Планируется ли в будущем открывать новые направления, и есть ли планы выйти за пределы Ростова-на-Дону?

Мы сейчас учимся вместе с ребятами, и у нас уже есть идеи о расширении тематических блоков проекта. Если «Предуниверсарий» будет востребован, мы планируем несколько направлений перенести на базу крупной ростовской школы №22, с которой у нас заключен партнерский договор. Сейчас занятия уже посещают ребята из Ростова, Батайска, Аксая, Азова, но есть отдаленные от донской столицы территории, где также немало желающих учиться в медуниверситете. Будем расширять географию.

Будут ли предусмотрены какие-либо бонусы при поступлении в вуз тем ребятам, которые прошли обучение в «Предуниверсарии»?

Мы думаем над тем, чтобы для таких детей были предусмотрены финансовые преференции при поступлении на второй, третий и последующие циклы «Предуниверсария».

Кроме того, мы хотим организовать олимпиаду по биологии и химии, которая позволит будущим абитуриентам заработать дополнительные баллы для поступления. Олимпиада по биологии пройдет в два этапа — заочный в режиме онлайн и очный — на базе университета. По химии предусмотрено два очных этапа.

Оценивать знания ребят будет комиссия, которая на треть состоит из школьных учителей, на треть — из преподавателей ЮФУ, и на треть — из преподавателей нашего университета. В ходе очного этапа олимпиады старшеклассники будут решать четыре типовые задачи, за каждую из которых можно получить определенное количество баллов. По итогам олимпиады победители получат 10 дополнительных баллов для поступления, а призеры — 4 балла. Сертификат о прохождении олимпиады с указанием количества баллов будет действовать в течение трех лет. Это должно стать существенной поддержкой абитуриентам.

Сергей Владимирович, на основании чего можно будет считать, что проект «Предуниверсарий» удался?

На основании отзывов слушателей. На основании того, сколько ребят захочет продолжить обучение на других циклах, сколько в итоге станут нашими студентами. Мы обязательно проведем анкетирование, узнаем, что понравилось, что — нет, что хотелось бы добавить. Для нас важно мнение и учеников, и их родителей.

Желаем успехов «Предуниверсарию»!

Читайте также: