«Массовое убийство людей на конвейерной основе»: как 80 лет назад освобождали Ростов-на-Дону

Обозреватель МИД «ЕвроМедиа» Сергей Кисин опубликовал материал на тему геноцида и массовых экзекуций мирного населения нацистским режимом Третьего Рейха в федеральном журнале «Эксперт».

Лого ЕвроМедиа

Исторический очерк «Синий дым смерти» рассказывает о деятельности айнзатцгрупп СС и первом в мировой истории масштабном применении фашистами газенвагенов — «машин смерти» для уничтожения мирного населения на оккупированных территориях. Для этого командованием СС был выбран Ростов-на-Дону, ставший самым крупным центром нашей страны (третьим в бывшем СССР) по масштабам убийств гражданского населения, в первую очередь еврейского.

«Массовые расстрелы прокатились по Минску, Киеву, Харькову, Николаеву, Каунасу, Одессе, Риге, Лиепае. В Эстонии коллаборационисты объявили «юденфрай» — полную ликвидацию своей 4,5-тысячной еврейской общины. По данным Еврейской энциклопедии, к началу 1943 года только жертвами айнзатцгрупп в СССР стали 1,25 млн евреев и сотни тысяч других национальностей», — пишет Сергей Кисин.

Постановка массовых убийств на поток — одна из самых мрачных страниц истории Второй мировой войны, а материалы расследования по Ростову-на-Дону были представлены в обвинении главарей Третьего Рейха на Нюрнбергском процессе. Особый цинизм ситуации в том, что практически никто из организаторов этих репрессий после войны не понес заслуженного наказания и дожил до глубокой старости на Западе.

В очерке автор приводит слова известного ростовского поэта — Леонида Григорьяна: «Вот важная деталь: мне рассказывали, что в Бабьем Яру расстреливали евреев не немцы, а украинские полицаи. Немцы только отдали приказ. То же самое было и в Ростове. Я видел только русских в немецкой форме. В нашем доме выдали всех евреев. А некоторые шли от безнадежности, вот так пошла и моя бабушка по линии матери. Я сам видел одну такую колонну. Охрана была небольшой, убежать можно было запросто или просто затеряться среди прохожих. Но люди шли обреченно, а ведь многие знали, куда их гонят».

Предполагается, что материал, на основе которого создан очерк, должен стать базой для создания сценария отечественного сериала, которым займутся профессиональные сценаристы.

«В современной культурной среде важно доносить до потомков историю через аудиовизуальный контент с целью сохранения исторической памяти, чтобы мы не забывали о сложных периодах нашей великой страны. Цель такого проекта — сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников. Особое значение подобных фильмов приобретает сейчас, когда приходится сталкиваться со сложной интерпретацией многих событий Второй мировой войны и попытками переписать историю», — отметил руководитель студии «New Film production» Лев Золотарев.

Читайте также: