Сергей Кисин: ««Донские рассказы» открыли миру «шолоховский язык»

Создатели подвели промежуточные итоги проекта «Шолохов рядом».

Сергей Кисин: ««Донские рассказы» открыли миру «шолоховский язык»

Сергей Кисин: ««Донские рассказы» открыли миру «шолоховский язык». ЕвроМедиа Создатели подвели промежуточные итоги проекта «Шолохов рядом».
Лого ЕвроМедиа

Международный холдинг «ЕвроМедиа» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует мультимедийный проект «Шолохов рядом», приуроченный к 120-летию знаменитого писателя и 100-летию выхода «Донских рассказов».

О жизни и творчестве нобелевского лауреата рассказал создатель пьесы по мотивам «Донских рассказов», писатель Сергей Кисин: «Михаил Шолохов начал творческую деятельность по писательским меркам достаточно поздно — в 18 лет. Закончил работать над активной беллетристикой достаточно рано — едва за 50 лет. По «формату профессионала» создал совсем чуть-чуть: три романа (один не окончен), пару десятков рассказов, публицистику. При этом за 30 не самых спокойных для государства творческих лет сумел создать такое, что стал классиком мировой литературы, лауреатом Нобелевской премии и, самое главное, снискал читательскую любовь и при жизни, и после нее.

Михаил Александрович стал творцом своеобразного «шолоховского языка», певцом казачества (не будучи казаком), гордостью миллионов своих земляков и считавших себя его земляками. Создал свой мир, о котором другой донской писатель Виталий Закруткин сказал: «Мы приходим в мир Михаила Шолохова, и каждый из нас, пребывая в нем, обязательно становится добрее, чище и лучше».

В многочисленных автобиографиях Шолохов был немногословен и максимально закрыт, рассказывая о событиях на Дону периода революции, Гражданской войны и своих приключениях в эти годы. «С 1920 года служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами. Все шло как положено», — писал он в 1931 году.

Отец Михаила, Александр Шолохов, из разночинцев Рязанской губернии, часто менял работу и место жительства, а революцию встретил в должности управляющего паровой мельницы в хуторе Плешакове станицы Еланской Донецкого округа Области Войска Донского.

«Я в то время учился в мужской гимназии в одном из уездных городов Воронежской губернии. В 1918 году, когда оккупационные немецкие войска подходили к этому городу, я прервал занятия и уехал домой. После этого продолжать учение не мог, так как Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны. До занятия Донской области Красной Армией жил на территории белого казачьего правительства».

Однокашник по гимназии Георгий Подтыкайло вспоминал: «Миша был на редкость энергичным и общительным мальчиком. Уже тогда его отличала страсть к чтению, книгам. Причем читал он не мещанскую или бульварную макулатуру, а произведения русских и иностранных классиков. В гимназии была неплохая библиотека, и Шолохов часто засиживался там допоздна. И, конечно же, будущий проникновенный певец родной природы не мог не любить ее и в те юные годы. Как часто видели мы Мишу с удочкой в руках или возвращающимся с ботинками через плечо из придонских лугов!».

Писатель Александр Серафимович добавлял свои штрихи к портрету юного Михаила: «С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним степным простором, и жаркое солнце палило его, и суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И Тихий Дон, по которому чернели каюки казаков-рыболовов, неизгладимо отражался в его сердце. И покосы в займище, и тяжелые степные работы, пахоты, сева, уборки пшеницы — все это клало черту за чертой на облик мальчика, потом юноши, все это лепило из него молодого трудового казака, подвижного, веселого, готового на шутку, на незлую веселую ухмылку. Лепило его и внешне: широкоплечий, крепко сбитый казачок с крепким степным бронзовым лицом, прокаленным солнцем и ветрами. Он играл на пыльных заросших улицах с ровесниками-казачатами. Юношей он гулял с молодыми казаками и девчатами по широкой улице, и песня шла с ними, а над ними луна, и девичий смех, вскрики, говор, не умирающее молодое веселье».

Знающие его люди специально подчеркивали обстановку, в которой вырос будущий писатель. Именно Дон и казаки наложили отпечаток на общее обаяние «шолоховского языка», его яркость и сочность.

10 марта 1934 года Шолохов добавляет о своих первых самостоятельных шагах: «Я, будучи пятнадцатилетним подростком, сначала поступил учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, а потом пошел на продовольственную работу и, вероятно, унаследовав от отца стремление к постоянной перемене профессии, успел за шесть лет изучить изрядное количество специальностей. Работал статистиком, учителем в низшей школе, грузчиком, продовольственным инспектором, каменщиком, счетоводом, канцелярским работником, журналистом. Несколько месяцев, будучи безработным, жил на скудные средства, добытые временным трудом чернорабочего. Все время усиленно занимался самообразованием».

Почему для последующих исследователей крайне важны эти скупые сведения из жизни будущего классика — именно в эти годы формировалось мировоззрение человека. Биография, напоминавшая раннего Горького времен его «хождения по Руси». Молодой человек набирался жизненного опыта, развивался язык, выстраивалась речь. Юный Миша, перебравшийся с воронежской земли в донскую, впитывал в себя казачий колорит, новую культуру, которую спустя несколько лет начнет пока еще робким пером выкладывать на бумагу.

«В его произведениях мы видим алмазные россыпи русской речи. Не в словарях отысканное, не из запыленных фолиантов утащенное, а взятое писателем у самого хозяина языка — у народа — вот какое это слово! С молоком матери впитал писатель приемы народного творчества и перенес их в русскую художественную речь. Поэтому так и поражают они своею смелостью и художественной силой», — рассуждал впоследствии о произведениях Шолохова писатель Сергей Сергеев-Ценский.

Отметим, что 15-летний недоросль с незаконченным гимназическим образованием уже сам обучает неграмотных, при этом работая счетоводом, канцеляристом и репортером. Профессиями, требующими хотя бы зачатков профессиональных знаний.

Дать на тот момент их могла только сама жизнь. Будучи от природы наблюдательным и внимательным слушателем, Миша Шолохов «умел видеть и слышать» — качества, не заменимые для прозаика. Давшие ему будущие типажи и раскрывшие человеческие характеры.

«Безбрежный мир Шолохова населен не только живыми, сильными, счастливыми и несчастливыми людьми, — в нем живет и дышит земля с ее травами, деревьями, птицами и зверями, с солнцем и облаками, туманами и снегом, с дождями и грозами, со всеми ее цветами и запахами, — ослепительно прекрасный, подчиненный своим, независимым от людей законам, необъятный мир матери-природы, начиная от неприметной былинки, нахохленного воробья под стрехой и кончая мышкующей лисой, загнанным волком, могучим красавцем-беркутом, царственно восседающим на вершине степного кургана», — писал Виталий Закруткин.

Увиденное молодым человеком в бурном котле Гражданской войны, расказачивания, продразверстки, столкновения двух идеологий, массы политических и человеческих мнений, взглядов, мировоззрений просилось на бумагу. Юный Миша Шолохов пробовал «точить перо» на фельетонах, пытаясь в них выразить обуревавшие его эмоции.

То было время фельетонистов. «Фельетонировали» молодые Михаил Булгаков, Илья Ильф, Евгений Петров, Михаил Кольцов, Юрий Олеша, а Михаил Зощенко и вовсе стал классиком советского фельетона.

Фельетон — очень сложный жанр. Необходимо кратко, непременно в юмористической, сатирической форме изложить историю, в которой были бы яркие персонажи, понятный сюжет и четкая мораль. В то же время никто не отменял цензурные ограничения, которые и при царизме, и при Советской власти принимали достаточно причудливые формы. В свое время известный фельетонист Саша Чёрный писал:

Живет перепечатками

Газета-инвалид

И только опечатками

Порой развеселит.

Не трогай полицмейстера,

Духовных и крестьян,

Чиновников, брандмейстера,

Торговцев и дворян,

Султана, предводителя,

Толстого и Руссо,

Адама-прародителя

И даже Клемансо...

Ах, жизнь полна суровости,

Заплачешь над судьбой:

Единственные новости —

Парад и мордобой!

Для 18-летнего гимназиста-недоучки с четырехклассным образованием написать фельетон в комсомольскую газету «Юношеская правда» и «Молодой ленинец» уже была задачка небанальная. Известны три фельетона, чье авторство принадлежит Шолохову. Он их написал в Москве в ходе занятий по литературному мастерству, которое в ноябре 1923 года для молодых пролетарских писателей группы «Молодая гвардия» проводил критик, сценарист и киновед Осип Брик (один из углов знаменитого «треугольника Лиля Брик — Владимир Маяковский — Осип Брик»). Задание было написать сочинение на тему чеховского рассказа «Пересолил», в которой главный герой, испугавшись мужика-кучера, начал ему плести небылицы о своих мнимых подвигах и оружии, до смерти напугав уже самого мужика.

Так «Юношеская правда», не зная этого, опубликовала у себя первое произведение будущего Нобелевского лауреата под названием «Испытание». Вслед за ним вышли другие фельетоны: «Три» и «Ревизор». Для создания комических сцен Шолохов использовал такие классические приемы, как комическое недоразумение, неожиданность и сближение, сопоставление разных понятий. Так в «Ревизоре» появляется рассеянный комсомолец, командированный губкомом РКСМ на работу среди батрачества, которого принимают за ревизора из РКИ. Уже по этим первым опытам можно было понять уровень наблюдательности автора и мастерство владения народной речью.

Но, увы, фельетонами сыт не будешь. Писатель всегда был и будет голодным. В столице Шолохову в ожидании гонораров пришлось работать грузчиком, разнорабочим, каменщиком, сотрудником рабочего жилищно-строительного кооператива «Берите пример!». Не от хорошей жизни — в январе 1924 года 18-летний начинающий писатель женился на Марии Громославской, дочери бывшего атамана станицы Каргинской.

«За стеной стучат молотками мастеровые люди. А мы радовались, как дети. Жили скудно, иногда и кусочка хлеба не было. Получит Миша гонорар — несколько рублей, купим селедку, картошку — и у нас праздник. Писал Миша по ночам, днем бегал по редакциям», — вспоминала молодая жена писателя.

24 мая 1924 года Шолохов писал своему другу, писателю из группы «Молодая гвардия» Марку Колосову: «Громадную услугу ты оказал бы мне, если б поместил рассказ, а деньги переслал почтой, в конверте с объявленной ценностью по адресу: Донская область, г. Миллерово, Боковская волость, хутор Каргин. М. А. Шолохову. Если все это можно, то устрой, Марк, пожалуйста. Буду тебе очень благодарен. Я на тебя крепко надеюсь. Кроме этого, не забывай урвать хоть в м-ц раз для меня 10 м. и написать письмо. Сообщай о том, что нового в литературе и критике (по адресу «Мол<одой> гвар<дии>»). Заранее шлю тебе горячее спасибо и надеюсь, что напишешь! Пиши о результатах рассказа и, если можно, то устрой его поскорее. Жму твою руку».

Через две недели из Каргинской последовало новое умоляющее письмо Колосову: «На тебя, Марк, я крепко надеюсь и этим письмом хочу повторить просьбу о том, чтобы ты устроил рассказ и скорее прислал мне часть денег на проезд. Подумываю о том, как бы махнуть в Москву, но это «махание» стоит в прямой зависимости от денег — вышлешь ты их — еду, а нет, тогда придется отложить до осени, вернее, до той возможности, какая даст заработать. Если рассказ устроишь, то постарайся взять гонорар, и, если можно, полностью, потому что деньги нужны дозарезу. Думаю, ты посодействуешь. Ведь в самом-то деле не в «Крас<ной> ниве» нам зарабатывать, а у своих? Пиши скорее, есть надежда или нет? И ждать ли мне денег? С нетерпением жду твоего ответа.

Адрес: Донобласть, г. Миллерово, Боковская волость, с. Каргинское. М. А. Шолохову. P. S. Деньги перешли в конверте с объявленной ценностью. Жду ответ, пиши хоть немного».

Однако в альманахе «Молодогвардеец» в молодого писателя не поверили и отвергли его рассказ «Звери». Как выяснилось, отвергли напрасно. «Звери» или в будущем «Продкомиссар» стал первым из будущих знаменитых «Донских рассказов» Михаила Шолохова, открывших миру «шолоховский язык».

Добавим, что проект журналов «Российское образование» и «Нация» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Подготовлено информационным агентством «ЕвроМедиа»

Читайте также: