На площадке федерального информационно-аналитического журнала «Российское образование» состоялась онлайн-конференция на тему «Народные мстители: великая народная война». Дискуссия была посвящена итогам российско-белорусского мультимедийного проекта, реализованного творческой группой компании «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и посвященного истории партизанского движения — с глубокой древности и до середины ХХ века.

Эксперты высоко оценили результаты проекта «Народные мстители», подчеркнув, что это «нужный и своевременный проект», учитывая сложную политическую ситуацию в мире и попытки Запада переписать историю Второй мировой войны.
Они ответили на вопросы о вкладе партизанского движения в победы, которые Россия одерживала в разные исторические эпохи, в том числе в 1945 году, разгромив фашистскую Германию, об уникальности проекта «Народные мстители», приуроченного к 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 15-летней годовщине учреждения памятного Дня партизан и подпольщиков, о социальном эффекте от реализации проекта и его популярности у представителей всех возрастов, но прежде всего у молодежи.
Так Андрей Венков отметил роль населения в поддержке партизан Отечественной войны 1812 года, без которой победа была бы крайне затруднена. А после перехода русской армии в Европу эта поддержка исчезла, свернув эффективность деятельности и партизанских отрядов. То есть, без всемерной и активной помощи со стороны простых жителей действия партизан не стали бы столь грозными для врага. Отсюда и «народный» характер той войны.
Валерий Куличков рассказал о подготовке СССР к действиям в «малой войне», которую разрабатывал Генштаб ещё в 20-х годах ХХ века.
Стратегия партизанских действий строилась на том, что войска противника, перейдя государственную границу и углубившись на нашу территорию на сотню километров, должны были напороться на укрепрайоны и увязнуть в позиционной войне. Поэтому партизанские базы закладывались между границей и укрепрайонами. То есть, как только противник втянется вглубь территории СССР до 100 км, партизаны должны начать организованное сопротивление и перерезать ему коммуникации. Через некоторое время, лишившись свежего пополнения, подвоза боеприпасов и продовольствия, войска неприятеля вынуждены будут отступать. Партизаны же должны отходить вместе с противником, все время оставаясь в его тылу и продолжая диверсии. Вплоть до перехода государственную границу, где на зарубежной территории также создавались тайные партизанские базы.
В соответствии с решениями военно-политического руководства СССР в 1924–1936 годах производилась серьезная подготовка к партизанской войне. Она включала: создание тщательно законспирированной и хорошо подготовленной сети диверсионных групп и диверсантов — одиночек в городах и на железных дорогах к западу от линии укрепленных районов; формирование и всестороннюю подготовку маневренных партизанских отрядов и групп, способных действовать на незнакомой местности, в том числе за пределами страны; переподготовку командного состава, имевшего опыт партизанской борьбы в Гражданской войне, и подготовку некоторых молодых командиров в специальных партизанских учебных заведениях; отработку вопросов партизанской борьбы и борьбы с вражескими диверсионными группами на специальных и некоторых общевойсковых учениях; совершенствование имеющихся и создание новых технических средств борьбы, наиболее пригодных для применения в партизанских действиях; материально — техническое обеспечение партизанских формирований. В качестве инструкторов выступали военные инженеры, минёры, специалисты по диверсионной и разведывательной деятельности.
Особое внимание уделялось минно-диверсионной подготовке будущих партизан. Новая война предполагалась уже, как «война машин», а для противодействия ей необходимо парализовать движение на железной дороге и систему мостов.
Денис Яковлев рассказал об уникальном факте Великой Отечественной войны — появлению свободных от фашистов «Суражских (Витебских) ворот» в стыке между северной и центральной группировкой вермахта «толщиной» 40 км.
«Факт создания «Витебских ворот» противник поначалу проигнорировал. Так получилось, что они образовались как раз на стыке зон ответственности групп армий «Север» и «Центр» в лесистой и болотистой местности, и, по-видимому, никто из их командования не решился в лютые морозы брать эту территорию под свой контроль. Захватчиков, скорее всего, устраивало такое положение дел, так как после неуспешного наступления 249-й стрелковой дивизии и 51-й стрелковой бригады советские войска больше не пытались здесь их атаковать и фронт не двигался, стоял на месте.
Через «ворота» партизанам доставлялись оружие, боеприпасы, медикаменты, типографии, печатные машинки, радиостанции (более 150 штук), взрывчатка, оснащение и специалисты для организации более 50 скрытых аэродромов в районе базирования партизанских отрядов.
В эту «партизанскую республику» в июле 1942 года были переброшены конный отряд «Боевой» интенданта 2-го ранга Алексея Флегонтова, объединившего в партизанскую бригаду «За Родину» отряды «Красное знамя», «Пламя», имени Сталина и 752-й. Сюда же передислоцировали отряды комсомольцев Новосибирска, Омска (отряд «Сибиряк»), Москвы (отряды имени Сергея Лазо и имени Н. Ф. Гастелло), отряды «Бесстрашный», «Мститель», «Гроза», «Быстрый», а также группы литовских и латышских партизан.
Ульяна Шиш поделилась информацией о редчайших экземплярах партизанских ноу-хау, хранящихся в фондах минского музея Великой Отечественной войны: «угольной миной» Константина Заслонова, самодельными пулемётами, миномётами из лопаты, пушки на колёсах сеялки, грузовиком, работающим на дровах и др.

Добавим, что о реализации проекта «Народные мстители» регулярно рассказывал журнал «Российское образование».
Подготовлено информационным агентством «ЕвроМедиа».

